Консультация
для педагогов на тему:
«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации
в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Развитие ребенка - дошкольника происходит в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).
Дошкольные образовательные организации располагают разными возможностями для организации предметно-пространственной среды. Это и характер самих помещений (разные типовые здания детских садов или приспособленные помещения), их площадь, комплектующее оборудование, материалы. Группы различаются и по составу детей: их количеству, уровню развития, преобладания мальчиков или девочек, интересы которых должны быть учтены.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.
Исходя из фундаментальных психологических концепций и исследования восприятия предметно-пространственной среды (К.Левин, Дж.Гибсон, Р.Арнхейм, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский и др.) можно выделить несколько принципов конструирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовании.
Основным условием или принципом в иерархии требований должен быть принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности.
Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия.
Принцип полифункциональности среды – предметно-пространственная среды должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от многофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
Принцип вариативности – сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной развивающей среды как прототип для разнообразных конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
Эстетический аспект среды должен присутствовать не как статичное внешнее оформление (единый стилевой интерьер, а как момент «красоты», открывающийся субъекту, в основном при изменении, трансформации привычной среды или в ансамбле разностильных вещей).
В связи с этим, большой практический интерес представляет предложенная Н.А.Коротковой и Т.Н.Дороновой [2] рамочная конструкция среды группового образовательного пространства, которая взаимосвязана с общей моделью образовательного процесса, адекватного дошкольному возрасту. Данная модель включает две структурные составляющие:
- развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.
К этим основным культурным практикам, через которые ребенок входит в мир культуры авторы относят следующие:
- игровая деятельность:
- продуктивная деятельность:
- познавательно-исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы;
- коммуникативная деятельность.
Все эти культурные практики должны иметь подкрепление в развивающей предметно-пространственной среде ДОО.
В целом в настоящее время принципы подбора развивающего материала обозначены, имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности в разных группах детского сада [3, 4].
Традиционное стабильное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной доминирующей учебной зоной, то есть многофункциональное дробление пространства, не годится, так как помимо того, что в групповом помещении недостаточно для этого места отсутствует однозначное соответствие между видом культурной практики и материалом. Многие материалы многофункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
На взгляд авторов, пространство группового помещения должно быть разделено на три части:
- рабочая зона – включает легкие столы (на двоих), соединяющиеся в общий стол, или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на колесиках); на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности;
- активная зона – связана с активным движением, возведением крупных игровых построек и включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы – для продуктивной деятельности;
- спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями – для чтения художественной литературы; книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности.
На подвижных границах между зонами:
- между спокойной и активной зонами – крупные универсальные, легко перемещаемые игровые маркеры пространства, разнообразные ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;
- между активной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;
- между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми и правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
При этом все части группового пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны область возможностью изменяться по объему – сжиматься или расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.
Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода активности.
Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с место на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом детям и т.п.). Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинах и т.п.) с яркими метками – значками, облегчающими выбор.
При формировании развивающей предметно-пространственной среды очень важно учитывать принципы ее построения, рекомендованные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Он ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уровнять пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроениями и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.
В них должны быть:
- сборно-разборная мебель;
- игрушечная мебель;
- емкости для хранения игрушек;
- игрушки;
- мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).
Следует предусмотреть:
- использование игрового спортивного оборудования;
- использование игровых столов сложной конфигурации;
- мебель-трансформер;
- использование вертикальных разделителей;
- кукольный театр;
- костюмерную;
- игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральной, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребенка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, которая предполагает наличие:
- игровых зон;
- зон уединения;
- современных игрушек;
- развивающих игр;
- дидактического и демонстрационного материала;
- материала для продуктивной деятельности;
- атрибутики для творческой деятельности;
- уголков экспериментирования;
- уголка природы;
- логопедического уголка;
- фонотеки, видеотеки;
- спортивного инвентаря, оборудования и т.д.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы – основной образовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому», как ценному самому по себе.
Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
При наполнении развивающей предметно-пространственной среды крайне важно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогу может помочь Письмо Министерства образования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому, наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:
- полифункциональность – игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
- возможность применения игрушки в совместной деятельности – игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и т.п.;
- дидактические качества – игрушки помогают обучить ребенка конструированию, дать представления о цвете, форме и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
- принадлежность к изделиям художественных промыслов - эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.
В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности. Это игрушки, которые:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и пр.);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Рынок игрушек, игрового оборудования, дидактических материалов и т.п. достаточно большой, чем обусловлена острая проблема их выбора, соотнесения педагогически целесообразных игрушек с содержанием образовательных областей.
Обобщая вышесказанное, можно дать педагогам дошкольных образовательных организаций ряд следующих практических рекомендаций по построению развивающей предметно-пространственной среды группового помещения в соответствии с современными требованиями.
1. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.
- В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:
- для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;
- для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
- Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:
- быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);
- отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Например, для детей 2-3 лет это требует освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями. В группе для детей 3-4 лет это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами, коронами, плащами, сумками, щитами, веерами, т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приближаться к их возможностям и быть такими же «большими и важными». В средней возрастной группе ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей;
- включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифукциональное игровое оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий); «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);
- расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;
- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и т.п.,);
- оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.
- Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем».
- Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.
II. Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды.
- Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:
- программным требованиям, задачами воспитания и обучения;
- возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка. Воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда 3-4 лет в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков;
- интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы изготовления разнообразной техники (межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «Автомобильные гонки», «Приди первым» и др., .а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр.
- В предметно-пространственной среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие различные психические процессы.
- Содержание предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться с ориентацией на:
- поддержание интереса ребенка к предметно-пространственной среде и на пройденный программный материал: «Этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху»;
- на индивидуальные возможности детей: «Я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо»;
- на обеспечение зоны «ближайшего развития»: «Это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую»;
- На неисчерпаемую информативность: «Я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное».
Основные принципы построения общения взрослого с детьми.
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
- Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясните окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».
- Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
- Отыскивайте и приносите любопытные вещи, книги, истории. делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда не много общение «на вырост».
- По возможности, много путешествуйте с ребенком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребенком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды
для детей 2-3 лет.
В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали:
- игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
- большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
- различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);
- игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы (желательно их делать на глазах у детей). Дети со временем сами примут участие в их изготовлении.
Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
- шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
- сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
- перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
- свистки и дудочки из глины и дерева;
- нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
- конструкторы и мозаики;
- разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
- игрушки контрастных размеров;
- игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
- емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. Отличительная особенность возраста - тяга к многократному повторению этих действий.
- вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;
- книги с большими предметными картинками;
- ящики, контейнеры с крышками;
- подушки, ковер;
- качели, прыгунки.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды
для детей 3-4 лет.
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
- разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
- трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы - вкладыши;
- 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
- разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
- игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
- банки разного размера;
- пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
- предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
- емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.;
- машинки крупные и средние,
- куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды;
- наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
- игрушечные животные (натуральной окраски);
- большие и мягкие игрушки и напольные подушки;
- тканевые мячики;
- аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
- моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;
- книги сказок о животных;
- детская мебель: стол, стульчик.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды
для детей 4-5 лет.
В развивающую предметно-пространственную среду для детей среднего возраста должны входить:
- различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
- игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
- костюмы для ряжения;
- познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
- журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
- книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);
- книги с волшебными сказками;
- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п.,
- тематические наборы открыток, марок, значков;
- цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
- наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
- дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
- игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;
- игровые и учебные телевизионные программы;
- различные орудия труда;
- стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды
для детей 5-7 лет.
В развивающую среду должны входить:
- глобус (желательно с подсветкой);
- физическая карта мира и России, политическая карта мира;
- разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- авторские сказки;
- былины, мифы, легенды;
- познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
- детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
- детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры - лото, пазлы;
- настольные игры - домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Литература.
- Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями// Справочник старшего воспитателя. -2014. - №8. – С.26 -38.
- Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И. Предметно-пространственная среда детского сада. – М.: Линка-пресс, 2010. – С.5-22.
- Материалы и оборудование для детского сада/ Под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. – М.: Элти-Кудиц, 2003. – 206 с., ил.
- Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: «Детство-пресс», 2006. - 128 с., ил.
- Письмо Министерства образования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам