Главная » Файлы » Мои файлы |
31.05.2017, 09:34 | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Алёнушка»
Игровой тренинг для родителей старших дошкольников «Ребёнку скоро в школу»
Педагог-психолог Веденеева О.В.
Черноморское Цель: Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению. Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи: Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе. Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе” Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения. Применять различные виды работ для достижения задач семинара.
Форма работы: групповая
Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.
Ход семинара.
1.Ритуал приветствия
2. Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка школе”(слайд-шоу, видеоролик)
3. Практические задания
4. Рефлексия
Добрый вечер!
Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Игра "Да – нет" Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны. Скажите громко и хором, друзья Деток своих все вы любите? (да) С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет) Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы деток решать нужно нам? (да) Дайте мне тогда ответ Помочь, откажитесь нам? (нет) Последнее спрошу вас я Активными все будем? (да) Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется микрофон представиться (имя ребенка, свое имя отчество)
Игра «Микрофон» Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно в первую очередь знать, какими качествами должен обладать будущий первоклассник. Прошу составить портрет ребенка, поступающего в 1 класс.
Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”.
Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального первоклассника (по мнению психологов, педагогов)”. Теоретический блок Коммуникативная готовность Коммуникация – общение. 1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам. 2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование. Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной деятельности; к самому себе.
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.
Эмоционально-волевая готовность
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит т того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.
Интеллектуальная готовность
Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут). Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация). Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух. А также: - развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше-ниже», «вперед-назад», «слева-справа»);
- координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. Уважаемые родители, предлагаю пройти тест, который поможет закрепить полученные знания. ТЕСТ Практическая часть А сейчас предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребёнка. Упражнение «Разноцветные полоски» Участникам предлагается выбрать из разноцветных полосок тот цвет, который соответствует вашему уровню беспокойства: - испытываете сильное беспокойство – берут полоску синего цвета; - слегка волнуетесь (умеренное) – берут полоску зелёного цвета; - если испытываете чувство уверенности за своего ребенка (нет особого беспокойства) – берут полоску оранжевого цвета. Родители разбиваются на группы по цветам полосок. Идет обсуждение. От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? Упражнение «Три ложки» Психолог презентует участникам три ложки: маленькую, среднюю и большую. Они символизируют объём подачи знаний ребёнку школьного возраста. Взрослым хочется, чтобы ребёнок знал всё и сразу. Иногда ми начинаем воспитание и обучение ребёнка не с детских сказок, а с энциклопедических знаний. Поэтому нередко «берёмся за через чур большую ложку» (показываем столовую ложку), но «проглотить» столько знаний ребёнку сложно. И поэтому он усваивает эти знания поверхностно или же у него вообще исчезает желание узнать что-либо новое или общаться со взрослыми. Поэтому предлагать знания ребёнку дошкольного возраста следует сначала небольшими порциями (показывает чайную ложку). Итак главное задание родителей- поддерживать интерес ребёнка к знаниям, помогать ему самостоятельно познавать новое. 3. Ритуал прощания Рефлексия "Все у меня в руках" А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи и я предлагаю вам закончить следующие предложения. - Больше всего мне понравилось… - В дальнейшем я буду использовать… - Здесь я сегодня узнал(а) нового… - Я и раньше знала то, что сегодня услышала о … - Неожиданным для меня сегодня было… Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я ...” “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)
| |
Просмотров: 309 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |