Главная » Файлы » Мои файлы |
21.04.2017, 14:56 | |||||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Аленушка» Муниципального образования Черноморский район Республики Крым КОНСУЛЬТАЦИЯ Артикуляция звуков – основа работы по звуковой культуре речи
Материал подготовила учитель-логопед Гафарова М. К.
Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. У детей дошкольного возраста особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи. Оно включает формирование артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Артикуляция – произношение звуков при правильной работе голосо-речевого аппарата. При правильной артикуляции звуки четко расчленяются и легко различаются. Если вы хотите говорить красиво, и чтобы ваша речь была четкой и ясной, следует достичь правильного произношения отдельных звуков: согласных и гласных. Артикуляция будет правильной только в том случае, когда у человека нет патологий слуха, и он слышит в полной мере все звуки окружающего мира и человеческую речь. Она закладывается еще в раннем детстве. Ребенок слышит произнесенные окружающими звуки и повторяет за людьми. В том случае, если у человека есть проблемы со слухом, его артикуляция может быть затруднительна. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности:
- губно-губные – м, б, п; - передне-язычные: н, д, т; - губно-зубные: в, ф; - заднеязычные: к, г, х;
- свистящие; - шипящие; - соноры. Произношение гласных звуков отличается от произношения согласных:
Учимся произносить гласные звуки При артикуляции гласных звуков, наш выдох должен быть нежным и бесшумным. Произношение гласного звука «А» — широко открываем гортань, нёбная занавеска приподнята, рот образует большое кольцо, а нижние зубы закрываем губой. Выдох должен быть очень теплый. Звук «У» произносится следующим образом: складываем губы в трубочку и выдыхаем воздух через узкое кольцо губ. Артикуляция звука «О» — как и при произнесении звука «У» сложите рот в кольцо, но намного шире. Воздух будет выходить широкой и теплой струей. Звук «Ы» — раскрываем губы, зубы немножко раздвигаем, нижнюю челюсть выталкиваем вперед. Выдыхаемый воздух должен проходить через отверстие между зубами, что даст неприятный призвук. Произношение звука «И» — ваш кончик мизинца – это расстояние между зубами. Выдыхайте воздух прямо в отверстие между ними. Следите, чтобы он не ударялся в верхние зубы – это приведет к свисту. Звук «Э» — раскройте губы горизонтально, расстояние между вашими зубами – примерно безымянный палец, гортань широко открыта, нёбная занавеска поднята. Выдох направьте в середину зубов. При этом воздух не должен распространяться по полости рта. Произношение согласных Как и гласные, согласные звуки должны произноситься на правильном выдохе. Согласный звук следует артикулировать сильней и ярче, чем в разговорной речи. При сильном выдохе воздух не должен задевать связок, а при слабом – слаться по полостям рта. 1. Согласные губно-губные (активный артикулятор — нижняя губа, пассивный артикулятор — верхняя губа): [б] [бь] [п] [пь] [м] [мь]; 2. Согласные губно-зубные (активный артикулятор — нижняя губа, пассивный артикулятор — верхние зубы): [в] [вь] [ф] [фь]; 3. Согласные переднеязычные (кончик языка опущен к нижним зубам): [д] [дь] [т] [ть] [н] [нь]; 4. Согласные заднеязычные (активный артикулятор – задняя часть спинки языка, пассивный артикулятор — задняя часть твердого нёба): [г] [к] [х]; 5. Свистящие согласные (кончик языка опущен к нижним зубам): [з] [зь] [с] [сь] [ц]; 6. Шипящие согласные (кончик языка вместе со спинкой приподнимается к верхним зубам или альвеолам): [ж] [ш] [щ] [чь]; 7. Сонорные согласные (кончик языка приподнят к альвеолам и загнут кверху, в то время как передняя часть спинки языка вогнута внутрь): [р] [рь] [л] [ль]. Разработано множество различных методик по исправлению нарушений звукопроизношения у детей. Инновационным приемом данного направления у детей дошкольного возраста является применение моделей артикуляции звуков. Модели артикуляции звуков являются действенным приемом исправления нарушений звукопроизношения, т.к. они отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых связок. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых связок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования.
Рисунок 1. Большой вклад в развитие данного приема исправления звукопроизношения внесла Валентина Михайловна Акименко. В разработанном учебно-методическом пособии «Исправление звукопроизношения у детей» она представила схему постановки звуков в зависимости от формы нарушенного произношения с применением моделей артикуляции звуков и сами модели. В пособии она отмечает: «Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков». Модели – это хорошая наглядность, подсказка, зрительная опора. Они оказывают огромную поддержку при коррекции произношения отдельных звуков, при введении новых звуков в речь, при знакомстве воспитанников с гласными и согласными звуками. Дети наглядно воспринимают звук и различают гласный он или согласный, звонкий согласный или глухой, твердый или мягкий; параллельно учатся выделять звук в начале, в середине и в конце слова. Модели артикуляции гласных звуков можно использовать: 1. При выполнении артикуляционной гимнастики перед зеркалом для уточнения артикулирования гласных звуков (нанесены на поверхность зеркала):
Рисунок 2. 2. При автоматизации поставленного звука в слогах, выполняемой перед зеркалом. Ребенок проговаривает автоматизируемый звук, логопед показывает на модель гласного звука, с которым надо соединить автоматизируемый звук, и ребенок произносит слог. Работа по автоматизации ведется как в открытых, так и в закрытых слогах:
Рисунок 3. С целью вызывания интереса к занятиям разработаны следующие виды игр: Кто внимательнее? Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков. Ход игры: детям раздаются модели артикуляции звуков, каждому по одной. Логопед показывает картинки. Дети называют их. Ребенок, у которого есть модель звука, находящегося в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок. Где спрятался звук? Оборудование: набор предметных картинок - у логопеда. Детям раздаются модели артикуляции звуков и карточки, разделенные на три квадрата (место звука в начале, середине, конце слова). Ход игры: логопед показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая моделью место звука. Работы по коррекции звукопроизношения с применением моделей артикуляции звуков помогает закреплять правильное произношение всех звуков русского языка у детей, добиваться овладения основными фонетическими противопоставлениями звуков русского языка: твердостью — мягкостью и глухостью — звонкостью, а также помогает сформировать умение различать звуки на слух в собственной речи и в речи других. Воспитанники с удовольствием рассматривают модели, опираются на них в коррекционной работе. В результате улучшается «скорость» постановки звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в речи.
| |||||
Просмотров: 892 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |