Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Организация деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

в 2016-2017 учебном году

 

I. Нормативные документы, регламентирующие содержание

деятельности дошкольных образовательных учреждений

 

Федеральные документы

-Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закон РФ от 29 декабря 2010 № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

-Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики;

-Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки;

-Указ Президента РФ от 07.05.2012№ 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

-Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2011 №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы»;

-Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;

-Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;

-Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

-Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 25.11.2009 №03-2391 «О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования»;

-Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 27.01.2009 №03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»;

-Письмо Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2010 №01/9618-0-32 «О рекомендациях об организации семейных воспитательных групп»;

-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 17.11.2011 №03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151»;

-Методическое письмо Министерства образования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 15.01.2002 года № 03-51-5ин-23-03;

-Письмо Министерства образования РФ от 01.04.2013 № ИР – 170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;

-Письмо Роспотребнадзора от 17.12.2012 г. № 01/14429-12-23 «О порядке реализации отдельных надзорных полномочий в отношении дошкольных организаций»;

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2012 №08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»;

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.11.2013 №08-1888 «О направлении рекомендаций».

 

Региональные документы

 

- Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

- «Рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольного образования» управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- «Методические рекомендации по  организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

 

II. Особенности функционирования

учреждений  дошкольного образования в соответствиис

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

в условиях введения  ФГОС ДО

 

В соответствии с Законом  «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью общего образования, а  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  устанавливает  единые требования к системе  дошкольного образования и обеспечивает  преемственность его с начальным общим образованием.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику дошкольного образования Республики Крым напрямую зависит от знания и понимания конкретным педагогом, руководителем образовательной организации, родителями, представителями муниципальной службы концептуальных и стратегических положений документа, оснований, определивших его разработку.

В настоящее время в Республике Крым сложилась многофункциональная современная  сеть   дошкольных учреждений. Она представлена разными учреждениями с наличием в их структуре современных  форм дошкольного образования. 

Основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования – важные задачи современной образовательной политики.

С  целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования») в дошкольной образовательной организации могут быть организованы семейные  группы. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

Методические рекомендации КРИППО по организации и работы семейныхгрупп размещены на сайте КРИППО в разделе «Дошкольное образование» и содержат практические и методические материалы по организации работы, оборудованию и функционированию семейных дошкольных групп в дошкольной образовательной организации, организации взаимодействия ДОО с педагогом и детьми семейной дошкольной группы, особенностям организации методической работы в семейной дошкольной группе. В приложении к методическим рекомендациям имеются законодательные и нормативно-правовые документы по организации и функционированию семейных дошкольных групп.

         В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственно политики в области образования и науки», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями), «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1014г.,  Минобразования Крыма разработаны «Методические рекомендации по открытию и функционированию групп кратковременного пребывания» (http://monm.rk.gov.ru/file/metod_rekomendacii.docx).

Методические рекомендации предусматривают порядок открытия   дополнительных групп с реализацией образовательной программы, без реализации образовательной программы, кратковременного пребывания детей) на базе дошкольных, общеобразовательных учебных заведений и в других помещениях.

Ведущими критериями оценки воспитательно-образовательной деятельности в ДОО является готовность каждого специалиста дошкольной организации к созданию следующих условий:

• для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;

• для реализации целей образовательного процесса;

• для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей: социальный заказ государства к данному типу учреждения; социальные ожидания субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов); включённость других специалистов учреждения в педагогическую деятельность.

В дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества дошкольного образования, которая ориентируется на основные аспекты качества образования в соответствии с ФГОС ДО (качество результатов, качество условий, качество организации образовательного процесса). Министерством образования науки и молодежи Республики Крым подготовлены методические рекомендации по разработке положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования (http://monm.rk.gov.ru/file/2.%20Положение%20о%20внутренней%20системе%20оценки%20качества%20в%20ДОУ.docx).

 

Организация методической работы с педагогами

на этапе введения ФГОС ДО

 

Цель методической работы в условиях введения ФГОС ДО –  повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.                           

Методическая работа должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога-практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОО – необходимый показатель качества воспитательно-образовательного процесса.

Методической службе в регионах необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов, – система поддержки профессионального роста педагогов.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы в регионе, которая представляет собой целостную систему современных, интерактивных, практико-ориентированных  взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников. Организация методической работы в городе(районе) должна включать в себя взаимодействие со всеми категориями педагогических работников ДОО.

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов ДОО проводится по следующим показателям:

  • чёткость в организации профессиональной деятельности;
  • многообразие применения методов и приёмов работы с детьми;
  • динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года;
  • эмоционально благоприятный микроклимат в группе;
  • информационная обеспеченность каждого направления работы;
  • популярность среди воспитанников, родителей, коллег;
  • широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами;
  • педагогическая целесообразность методического обеспечения;
  • наличие публикаций, обобщение и представление опыта на районном (городском), республиканском, федеральном и международном уровне.

 

Организация воспитательно-образовательного процесса  в ДОО

 

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время ДОО могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы дошкольников, педагогического коллектива и родителей.

Актуальная задача современного дошкольного образования - сохранить приоритеты развития дошкольного возраста. Целью, в контексте современных документов, является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития, сохранение физического и психического здоровья. Правильно построенный режим дня и рационально сбалансированный педагогический процесс создают предпосылки для формирования жизненно значимых систем детского организма, способствуют развитию у ребенка устойчивого жизненного ритма, познавательной, эмоциональной, нравственной сфер ребенка.

В нынешних условиях  существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОО служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного  дошкольного образования.

Рекомендуем использовать при составлении годового плана ДОО письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07.2016 № НТ-943/08 «О календаре образовательных событий на 2016/17 учебный год» с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста (http://minobr.rkomi.ru/content/image-news/42158/календарь%20образовательных%20событий%20%20на%202016-2017%20учебный%20год.pdf).

В качестве региональных особенностей в программе  следует учитывать:

- климатические условия осуществления образовательного процесса (будет определять отличия в режиме дня ДОО);

- социально-экономические условия;

- национально-культурные условия.

В содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей рекомендовано включать региональную парциальную программу по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек», рекомендованной Ученым советом КРИППО (протокол №5 от 16.06.2016г.).

Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гражданской позиции, толерантного сознания и поведения, в частности, этнической толерантности (Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым, утв. Указом главы Республики Крым от 18 декабря 2014 г. № 522-У). Предлагаемая для дошкольных образовательных учреждений Республики Крым программа  «Крымский веночек» направлена на воспитание  детей многонационального Крымского региона.

В программе определены направления работы педагогов для достижения детьми дошкольного возраста необходимого уровня развитости и воспитанности, в частности, приобретения детьми элементарных навыков гражданского поведения и межличностного общения, взаимного уважения и толерантности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обучение детей второму  языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться либо в рамках основной образовательной программы – в ее части, формируемой участниками образовательных отношений, либо в рамках оказания дополнительных образовательных услуг.

  Примерные образовательные программы обучения украинскому (родному и неродному) и крымскотатарскому (родному и неродному) языками одобрены Федеральным учебно-методическим объединением Министерства образования и науки Российской Федерации протокол от 20.05.2015 №2/15. Программы размещены на сайте Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (http://monm.rk.gov.ru/file/01-14-2772(1).zip).

В 2016-2017 учебном году все педагогические работники дошкольных образовательных организаций (воспитатели, музыкальные руководители, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре, дефектологи, учителя-логопеды и другие узкие специалисты) разрабатывают рабочие программы. Рабочая программа принимается на педагогическом совете и утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателей и специалистов в ДОО разработаны Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым (http://monm.rk.gov.ru/file/1.методические%20рекомендации%20по%20разработки%20рабочих%20программ%20специалистами%20ДОУ.docx).

Содержание работы воспитателя ДОО отражается в календарном плане и оформляется в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2015г.№01-14/3805 (http://monm.rk.gov.ru/file/Календарный%20план%20педагога%20в%20ДОУ.pdf).

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации является физическое воспитание детей дошкольного возраста, которое направлено на укрепление  и сохранение здоровья дошкольников, формирование  у дошкольников  основ здорового образа жизни. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников. Для закаливания детей основные  природные региональные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации.

Для реализации современных задач развития детей развивающая предметно-пространственная среда ДОО должна сочетать принципы научной обоснованности и практической направленности, обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста и т.д.

Актуальной остается проблема преемственности дошкольного и школьного уровней образования. Одно из основных направлений - формирование мотивов и смыслов учения, готовности ребенка к сотрудничеству с педагогом.

В образовательном пространстве Республики Крым инновационной деятельностью  охвачено большое количество дошкольных образовательных учреждений. Трансляция инновационного опыта ДОО  Крыма  планируется  через информационное обеспечение (сайты городских (районных) управлений (отделов) образования и КРИППО), издательскую деятельность, организацию и проведение семинаров и конференций, в программе «Форума педагогических работников дошкольных учреждений Республики Крым».

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ ктаким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Информация размещается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».

В соответствии с приказом от 22.01.2016г. № 50 «О подготовке и проведении республиканского этапа Всероссийского конкурса  «Воспитатель  года  России – 2016» в Республике Крым проведен республиканский этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2016». Педагоги показали высокий  уровень профессионального мастерства, теоретические знания в области дошкольной педагогики и детской психологии,  практические навыки в педагогической деятельности.

Очный этап конкурса проводился на базе Детский сад-ясли № 3 "Юля" Филиала ГУП РК "КМП" "ФТП" (Тисленко М.В.) и МБДОУ «Детский сад № 36 «Искорка» (Шикальникова О.И.) г. Феодосии, предоставившие все  условия для качественного проведения республиканского этапа Конкурса: соответствующие учебно-методические материалы,  литературу, технические средства обучения и  оборудование, видео и фото-сопровождение.

Решением жюри  победителем  республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель  года  России – 2016» в  Республике Крым  стала Еремеева Екатерина Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад №8 «Гнездышко» г. Бахчисарай Республики Крым.

Финалисты республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель  года  России– 2016»:

- Сейтжалилова Ремзие Решадовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №37 «Гвоздичка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;

- Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 г. Феодосии Республики Крым»;

- Шеина Алла Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ (ясли-сад) №7 «Родничок» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым;

- Переверзева Елена Олеговна, воспитатель МДОУ «Вольновский детский сад «Ивушка» Джанкойского района Республики Крым.

Лауреатами республиканского этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель  года  России– 2016» в  Республике Крым стали:

-Солодкова Ольга Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №37 «Журавлик» города Евпатории Республики Крым»;

- Калинина Наталья Владимировна, учитель-дефектолог МДОУ города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга»;

- Куралёва Алёна Юрьевна, воспитатель МКДОУ «Ясли-сад №27 муниципального образования городской округ г. Ялты Республики Крым;

- Пшеничная Виктория Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Аленушка» муниципального образования Черноморский район Республики Крым»;

- Колесникова Антонина Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сказка» пгт. Молодежное» Симферопольского района Республики Крым.

Приоритетными задачами в  деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2016-2017 учебном году являются:

 - повышение качества дошкольного образования в соответствии стребованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

 - развитие способностей руководителей и педагогов к решению новых образовательных, педагогических и управленческих задач в условиях введения и реализации ФГОС ДО;

- анализ смены педагогических и технологических ориентиров образования для эффективного осуществления ведущей задачи реализации ФГОС дошкольного образования;

- развитие профессиональных компетентностей педагогических работников, направленных на использование продуктивных педагогических технологий;

- повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах;

- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, приобщение педагогов к экспериментальной работе;

- вовлечение родителей в процесс совместного государственно-общественного управления как ресурса социальной поддержки социокультурных изменений в дошкольном образовании Республики Крым.

 

 

 

Интернет - ресурсы дошкольного образования:

  • http://www.ed.gov.ru  - Сайт Министерства образования РФ;
  • http://monm.rk.gov.ru – Сайт министерства образования, науки и молодежи Республики Крым;
  • http://krippo.ru – Сайт Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования;
  • www.prosv.ru - ОАО «Издательство «Просвещение»;
  • www.tc-sfera.ru - Издательство «Творческий Центр Сфера»;
  • www.doshcolniki.ru - разработан Центром здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород (директор Ю.А. Лебедев, д.ф.н., профессор, академик РАО) совместно с Институтом социального конструирования г.Москва (президент А.Г. Асмолов, д.пс.н., профессор, академик РАО);
  • http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детскихдошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды);
  • http://www.danilova.ru - Раннее развитие детей. На сайте представлены публикациипо раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике.
  • http://edu.rin.ru/preschool/index.html  -  Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей;
  • http://www.kindereducation.com - «Дошколенок». Электронный журнал для детей иродителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам;
  • http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah  - «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка и  воспитать гармоничного человека;
  • http://talant.spb.ru - Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами, содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей;
  • http://www.babylib.by.ru - Библиотека маленького гения. Сайт предлагает психологические статьи, тексты книг и различную информацию о раннем развитии детей.

 

 

Заведующая центром дошкольного и начального образования Лапшина Т.В.,

методист центра дошкольного и начального образования Кемилева Э.Ф.