Словарь педагогических терминов
* Анализ - расчленение изучаемого предмета, явления или процесса на составные части, разбор, рассмотрение, изучение каждого элемента или стороны явления (предмета, процесса) как части целого.
* Воспитание (в широком смысле) - это взаимодействие процессов социализации, самовоспитания и целенаправленного педагогического воздействия на личность, в том числе и в процессе обучения; (в узком смысле) - это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на формирование и развитие личности ребенка, приобщение человека к социальному опыту во всех его формах (знания, эмоции, этические, эстетические нормы), развитие внутренних возможностей и склонностей индивида.
* Воспитательный процесс - процесс формирования условий для становления личности, способной к самостоятельному и ответственному выбору.
* Диагностика - установление и изучение признаков, характеризующих состояние образовательного процесса, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений его нормального хода.
* Задача - эта конкретизированное выражение какой-либо части содержания цели.
* Задачи воспитательные - это задачи, в результате реализации которых развивается личность ребенка, формируются ее нравственное сознание, чувства, качества, взгляды, убеждения, способы поведения в обществе, гуманистическое мировоззрение, потребности.
* Задачи обучающие - это задачи, в результате реализации которых обучающиеся овладевают системой научных знаний, познавательных умений и навыков, развивают свои творческие силы и способности, приобретают основы трудовых и профессиональных навыков, опыт познавательной деятельности и непрерывного самообразования.
* Задачи развивающие - это задачи, в результате реализации которых происходит физический, умственный и нравственный рост ребенка (речь, мышление, двигательная сфера, эмоции, развитие детского организма и т. д.).
* Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие основу развития способностей.
* Знания - это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, верное отражение ее в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
* Индивид - человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и
деятельностью.
* Инновация (в широком смысле) - новое явление в чем-либо; (в педагогике) - целенаправленное изменение, вносящее в образовательный процесс новшества, вызывающие его перевод из одного состояния в другое.
* Интеллект - относительно устойчивая совокупность умственных способностей человека, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.
* Коммуникабельность - способность, склонность к установлению контактов и связей.
* Концепция - это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.
* Концепция педагога - это единый замысел педагога, его основные руководящие идеи, касающиеся организации и осуществления образовательного процесса.
* Личность это понятие, обозначающее совокупность, устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность, определяющих его социальные поступки, поведение среди людей.
* Метод обучения - способ взаимодействия педагога и обучающихся, ведущий к развитию умственных способностей и интересов обучающихся, овладению ими знаниями и умениями, а также использованию их на практике.
* Методика - совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.
* Модель - это мысленный образ, изображение или схема какого-либо процесса или явления.
* Мотив - это устойчивая внутренняя побудительная причина поведения или поступка человека.
* Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
* Навык - это приобретенное в результате обучения путем многократного повторения и автоматически осуществляемое действие, приводящее к определенному результату.
* Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимися) установленных государством образовательных уровней; это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов.
* Образовательный процесс - это процесс и результат формирования знаний, умений и навыков у обучающихся, их воспитания и развития.
* Обучение - это процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого у обучающихся формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются творческие способности, мировоззрение и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.
* Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
* Одаренность - это высокий уровень развития способностей у человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
* Педагогическая технология - это совокупность педагогических методов, приемов и способов, с помощью которых педагог осуществляет образовательный процесс в объединении и реализует запланированные цели и задачи, а также их научное описание.
* Педагогическая технология - это научное описание условий протекания, содержания, форм, методов, структуры, системы организации и обеспечения педагогического процесса, направленного на достижение конкретной воспитательной или образовательной цели.
* Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.
* Пояснительная записка - это часть учебной программы, в которой определяются цель и задачи изучения данного учебного предмета, даются методические указания о путях реализации программы, основы личной концепции педагога, предполагаемые результаты освоения программы и механизм проверки ее результативности.
* Принципы обучения - это нормы дидактического поведения педагога, выполнение которых обеспечивает эффективность образовательного процесса.
* Прогноз - заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо на основании определенных данных.
* Прогнозирование - разработка прогноза.
* Прогнозирование педагогическое - определение пред-стоящих результатов образовательного процесса.
* Программа - это модель совместной деятельности группы людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
* Процесс обучения - целенаправленное взаимодействие пе-дагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.
* Развитие - это процесс физического, умственного и нравст-венного роста человека, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.
* Развитие личности - процесс формирования личности в ре-зультате социализации, обучения и воспитания индивида.
* Результат - конечный итог, ради которого происходили операции, действия.
* Результативность обучения - это уровень освоения обучающимися учебного материала, степень их воспитанности, обученное, их оценка на основе положительных изменений в развитии личности. Критерии результативности обучения: образовательная подготовка обучающихся (знания, умения, навыки);уровень воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания);уровень развития психических функций (интеллект, эмоции, воля);творческие способности личности;здоровье и здоровый образ жизни.
* Содержание образования - это система знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, овладение которыми закладывает основы для формирования и развития личности.
* Сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет.
* Социализация - осуществляемый в деятельности и общении процесс, в рамках которого общество влияет на личность, протекающий как стихийно, так и в процессе обучения и воспитания.
* Социальная адаптация - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
* Способности - индивидуально устойчивые свойства человека, являющиеся условием его успехов в осуществлении определенного вида деятельности.
* Средства обучения - это те материальные и материализованные предметы, которые педагог при изложении учебного материала использует для более эффективного усвоения знаний обучающихся (наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, учебная литература, оборудование для лабораторных занятий и т. п.).
* Структура - строение, взаимное расположение частей, составляющих одно целое.
* Творчество — деятельность, результатом которой является 1 создание новых материальных и духовных ценностей.
* Умение - способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия, на основе приобретенных знаний.
* Учебно-тематический план - это часть образовательной программы, в которой содержится перечень основных разделов и тем, включенных в программу, их распределение по годам обучения, последовательность изучения учебного материал и количество часов на каждый год обучения.
* Форма обучения — построение процесса обучения на учебном занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).
* Форма организации обучения - способ организации взаимодействия педагога и ребенка в учебной деятельности (учебное занятие, поход, экскурсия, соревнование, практикум, консультация и т. д.).
* Цель - это заранее осознанный и планируемый результат.